Партнер раздела?
2 ноября Netflix выпустил 4-серийный драматический сериал «Весь невидимый нам свет». Это адаптация одноименного романа Энтони Дорра, удостоившегося Пулитцеровской премии. В рецензии ниже рассказываем, насколько удачной получилась эта экранизация и что она представляет собой отдельно от первоисточника.
Плюсы:
выдающийся перформанс дебютантки Арии Мии Лоберти; хороший актерский состав; уместная сентиментальность; в прямом смысле блестящее техническое исполнение (хотя выразительная глянцевость может быть отнесена к недостаткам); в меру интересное течение событий
Минусы:
сериал не пытается исследовать персонажей с позиции глубины характеров; поверхностный взгляд на важные события и судьбоносные поступки героев, что в определенной степени продиктовано необходимостью уложиться в заявленный хронометраж, сомнительность сюжетной линии Вернера Пфеннига, которая раскрыта недостаточно
7.5/10 Оценка ITC.ua
«Весь невидимый нам свет» / All the Light We Cannot See
Жанр военная драма
Режиссер Шон Леви
В ролях Ария Мия Лоберти, Марк Руффало, Хью Лори, Луис Хофманн, Ларс Айдингер, Андреа Дек, Рихард Заммель, Феликс Каммерер, Эд Скрейн
Премьера Netflix
Год выпуска 2023
Сайт IMDb
Август 1944 года, Сен-Мало. Этот живописный прибрежный городок, расположенный на северо-западе Франции, уже давно оккупирован немецкими войсками. Он подвергается постоянным налетам американских бомбардировщиков, но, несмотря на это, слепая девушка Мари-Лора Леблан не перестает зачитывать по радио напечатанные шрифтом Брайля строчки из романа «20 000 лье под водой» Жюля Верна. Когда-то в детстве она увлекалась рассказами таинственного Профессора, который вел радиовещание на волне 13-10.
В этот момент, где-то в другой части города, молодой немецкий солдат Вернер Пфенниг, который должен обнаруживать вражеские радиосообщения, слышит рассказы Мари-Лоры, но не докладывает о них своему руководству. Этот надломленный нацистским режимом парень в юности тоже вдохновлялся эфирами Профессора. Но сейчас он стал свидетелем, а также причиной зверств нацистов. Очевидно, Вернер раскаивается в своих поступках. Пусть и косвенно, но его руки тоже запачканы в крови невинных.
Среди мрачных сен-маловских руин удивительно праздно чувствует себя немецкий офицер Рейнхольд фон Румпель, упорно запивающий здешние, чертовски свежие устрицы вкусным красным вином. Этот злой тип разыскивает одну слепую девушку, обладающую, по его данным, магическим драгоценным камнем под названием «Море пламени». По легенде, артефакт дает его обладателю бессмертие, и безумный немец, кажется, задумал обмануть костлявую с косой.
«Весь невидимый нам свет» — экранизация одноименного романа Энтони Дорра, над которым автор работал около 10 лет. Произведение было опубликовано в 2014-м и стало культурным феноменом, получив вдобавок Пулитцеровскую премию.
За его киноадаптацию взялся автор «Острых козырьков» и «Лока» Стивен Найт, а также постановщик множества комедийных проектов Шон Леви. Учитывая неутешительные отзывы западных критиков, их замысел потерпел крах. Но, стоит уточнить, во многом в контексте сравнения кинопродукта с первоисточником.
Творение Найта и Леви получило на орехи в первую очередь из-за своей невозможности, либо нежелания, охватить многочисленные аспекты и тонкости оригинала. Найт и Леви пошли по пути наименьшего сопротивления и выдали сугубо поверхностную интерпретацию. Персонажи четко разделены на черное и белое. И это не говоря о сомнительном, сегодня как никогда, и неуклюже поданном нарративе «оккупант с добрым сердцем». Или архетипическом злодейском образе нациста, заимствованном где-то из легкомысленных блокбастеров про Индиану Джонса.
Курс Англійської. Подолай мовний бар'єр та розширюй коло друзів на розмовних клубах. Дізнатись про курс
Перед просмотром, для получения максимального эффекта, лучше абстрагироваться от книги насколько это возможно. Тогда появится шанс, что главные герои не будут казаться катастрофически одномерными. Да и в целом новинка может вызвать пусть не восторг, но искренний интерес.
Как и Дорр на страницах романа, создатели предлагают нелинейную структуру повествования, которая достигается путем обычных монтажных склеек с обязательным информационным титром или с помощью внутрикадрового монтажа. Картинка у сериала отчетливо, по-нетфликсовски глянцевая. Акцент ставится на развлекательном компоненте, а не содержательном, что тоже может понравиться не всем, учитывая, что здесь у нас рассказ о темных временах Второй мировой, а не очередной сюжет о супергероях или Уэнсдэй Аддамс.
По тональности перед зрителем разворачивается откровенно сентиментальная история. Даже сказка, призванная в первую очередь вытащить очевидную эмоцию. Авторам действительно удается сделать так, что на эмоциональном уровне сюжет способен тронуть, а за его ходом интересно наблюдать.
Важную роль в этом сыграли выступления актеров. Бесспорным успехом и даже открытием можно назвать поистине выдающийся дебют Арии Мии Лоберти — непрофессиональной актрисы, страдающей ахроматопсией и прошедшей мощный кастинг среди тысяч других претенденток на роль. Опытные Руффало и Лори хоть и не демонстрируют актерских откровений, но вполне естественны в своих не шибко многогранных образах.
Антагонист в исполнении Ларса Айдингера выглядит стереотипно, но благодаря эмоциональному перевоплощению последнего в безумие персонажа верится без труда. Актер повторяет роль нацистского офицера после съемок в «Уроках фарси».
А еще в кадре можно увидеть ребят из других фильмов на военную тематику. Это, прежде всего, Феликс Каммерер из прошлогоднего хита «На Западном фронте без перемен», а также Рихард Заммель, герою которого не посчастливилось встретиться с бейсбольной битой «Жида-Медведя» в «Бесславных ублюдках» Тарантино.
Так что же составляет «Весь невидимый нам свет» в итоге? Сериал плохо работает как адаптация признанного романа, но заслуживает внимания в отрыве от него. В идеале историю лучше воспринимать как сказку (разумеется, для взрослых), ведь сам Дорр подчеркивал, что его работа в каком-то смысле таковой и есть. А в сказках, как известно, мир часто делится исключительно на черное и белое.
Партнер раздела?
Вывод:
«Весь невидимый нам свет» чувствует себя неуверенно, если рассматривать сериал в контексте сравнения с первоисточником, и гораздо лучше, если воспринимать его как сказочный сюжет о торжестве добра над злом.